• Стройка и ремонт с нуля до успешного финиша
  • Пошаговые мастер-классы с фото и видео
  • Контролируем рабочих или делаем своими руками
  • Калькуляторы для расчета материалов

Винт-шуруп – как не путать с саморезом?

Винт-шуруп давно считается удобным и доступным помощником в крепежных работах. Удобство обусловлено отсутствием необходимости предварительно создавать отверстие для фиксации, потому что в большинстве случаев крепеж делает его самостоятельно. Что же еще мы можем сказать об этом изделии?

1 Конструкция шурупа и его двойников

У шурупа есть несколько "братьев", с которыми его часто отождествляют, но это не совсем грамотно, поэтому постараемся разобраться. Речь идет об обычном винте и о саморезе. Согласитесь, часто мы пренебрегаем чистотой терминологии и можем называть винтами все, что может закручиваться. Или из-за универсальности свойств под саморезом понимаем все, что может закрепить несколько поверхностей через резьбовое соединение. В чем же разница между этими понятиями?

Начнем с самого короткого названия – винт. Он состоит из стержня и головки, а точнее, приспособления, через которое можно передать вращательное усилие на резьбу, а оно уже может быть выполнено в виде головки (что нам привычнее) или шлица прямо в торце стержня. Форма этого конца может быть различная, для каждой существует свой тип ключей или отверток. Стержень снабжен резьбой, которая должна закрепить изделие в материале, предварительно оснащенном такой же резьбой, возле головки стержень имеет короткий гладкий участок. Самостоятельно винт проделать себе путь в материале не может, потому что конец резьбового стержня обрезан и не имеет заострения.

Далее скажем пару слов о шурупе. Он занимает некое промежуточное место по функциональности среди трех этих крепежей. Потому что выглядит примерно так же, как и винт. Все та же головка с одной стороны и резьбовой стержень с небольшим участком гладкой поверхности. Однако отличие его в том, что кончик заострен, а значит, он способен сам себе создать резьбу при вкручивании, что выгодно облегчает нам работу. Но есть все же в этой ситуации некоторое неудобство. Шуруп способен пробурить себе "путь" только в мягких материалах, например, дереве или пластике. А вот для металла или прочного пластика понадобится саморез.

2 Винт-шуруп или саморез – в чем разница?

Саморез и шуруп часто принимают за одно изделие, но это является самой грубой ошибкой. Отличия есть не только в строении, но и в принципе использования. Первым делом рассмотрим стержень, потому что головка, и правда, ничем не отличается у всех трех крепежей. У шурупа есть гладкая часть, которая находится у головки, она по диаметру совпадает с резьбовой частью, у самореза такой гладкой части вовсе нет либо она меньшего диаметра. Кончик стержня у самореза намного острее, поэтому даже в прочных материалах предварительное сверление не потребуется.

У шурупа и самореза различный шаг резьбы, хотя вы наверняка никогда не задумывались и не присматривались к этому. У шурупа этот параметр меньше, как и сама высота резьбы (степень выступания зубчиков резьбы). Материалом, из которого изготавливают оба крепежа, обычно служит сталь, но для самореза она берется более твердых марок, чтобы заостренный кончик не мялся и не обламывался при сопротивлении твердой поверхности. Конструкции обоих изделий кажутся похожими, но из-за нескольких мелочей мы обнаружим существенные различия в технологии применения этих приспособлений.

Для шурупа в твердых материалах предварительно делают отверстие, лучше даже не резьбовое, оно должно быть меньшего диаметра, чем резьбовой стержень.

Вкручивая шуруп, мы расширяем дырочку, а часть лишнего материала выводится наружу, создается качественный направляющий канал. Но из-за того, что диаметр резьбовой части и гладкой совпадают, чем дальше мы закручиваем, тем сложнее удалять излишки материала из отверстия наружу. Саморез же не требует направляющего канала, хорошо держит направление сам, этому способствует больший шаг резьбы, ее высота, крепость стали, отсутствие гладкой части, что также снимает потребность в выводе излишков материала из отверстия, а значит, создается большую плотность внутри и лучше удерживается крепление.

Единственная слабость саморезного шурупа в том, что резьба заканчивается прямо у головки, и это делает его уязвимым к ее отламыванию, благо твердые марки стали максимально снижают вероятность такого печального исхода. Ранее, когда все закручивалось вручную, направление ввинчивания было проблемой, очень часто сопротивление материала злорадно шутило над мастером. Сегодня же с помощью шуруповерта легче выдержать прямую траекторию даже в самом упрямом материале, потому что нужное давление инструментом создается быстрее, и крепеж входит в материал за доли секунды.

3 Универсальный шуруп и видовое разнообразие

Знаний мы набрались, осталось расширить кругозор, изучив виды шурупов. Классификация имеется различная, основанная на разнообразии конструкционных частей, материалов, используемых для производства шурупов, и по назначению. Чаще всего, нам встречается стандартный универсальный шуруп, оцинкованный для предотвращения коррозии, где бы мы его не использовали. Выглядит он, действительно, вполне привычно: головка, резьбовой стержень, умеренные размеры, может быть использован и для дерева, и для пластика. А вот что еще может нас заинтересовать в этих крепежных изделиях?

Головка – первое, что мы видим, найдя крепление на какой-либо поверхности. У шурупа она может быть потайная (плоская, находится в одной плоскости с поверхностью), полупотайная и круглая. Потайная может быть конической, с насечками или рожковая. Полупотайная немного выступает на поверхности, обычно встречается там, где в материале просто нет места для утопления головки, например, тонколистовой металл или пластик. Шлицевые и крестовые крепления разделены по виду используемой отвертки или биты шуруповерта. Интересна в домашнем ремонте зеркальная головка, она имеет резьбу для насаживания декоративного колпачка. Отдельно выделяется класс шестигранных головок, некоторые из них имеют особенный вид шайб (пресс-шайба и EPDM).

Материалом чаще всего служит сталь (латунь или нержавейка), покрытием может стать хром, латунь или цинк. Особенно требовательные работы могут осуществляться изделиями с бронзовым или лаковым покрытием. Резьба может быть однозаходной (ход равен шагу, то есть один оборот – один виток) и двухзаходной (тут ход равен двум шагам). По величине шага различают крупную, частую и мелкую, по высоте – одинаковой (все витки одинаковой высоты над стержнем) и переменной высоты (витки большей высоты повторяются, например, через один). Размеры шурупов обозначаются классом от 1 до 20, деление основано на соотношении длины и диаметра, все эти цифры собраны в таблицы. Чем выше номер, тем толще крепеж. Длина для вычислений берется от кончика до головки, сама она не включается в этот параметр.

4 Виды шурупов в зависимости от назначения

По назначению шурупов существует довольно много. Пройдемся немного по каждому из них.

ВАЖНО ЗНАТЬ!

У каждого автомобилиста должно быть универсальное устройство для диагностики своего автомобиля. 

Произвести чтение, сброс, анализ всех датчиков и настройку бортового компьютера автомобиля Вы сможете самостоятельно с помощью специального сканера... 

Читать далее.. »

  • "Глухарь" – прочный шуруп для основного строительства, может успешно выдерживать нагрузки при монтаже полов или стропильной системы. По надежности крепления сравним с анкерами. Имеет острый конец, неполную резьбу и шестигранную головку.
  • Нагель – шуруп по бетону, может применяться без дюбеля, потому что имеет частый шаг резьбы, не имеет гладкого участка на стержне, изготовлен из самой крепкой стали, предварительно требует направляющего канала.
  • Шуруп с кольцом и полукольцом используется для крепления лесов и навесных каркасов к стене, либо как обычный крючок для хозяйственных работ. Используется с дюбелем. Частным случаем является Г-образный шуруп, где вместо кольца на конце просто участок металла, загнутый под прямым углом.

Можно разделить условно шурупы и по материалу, в котором они успешнее всего применяются. Например, шурупы для ДСП (закаленные, с однозаходной резьбой) и каркасные (маленькие, черные, острые шурупы, не раскалывают даже торцы листов ДСП). Экзотика в виде невывинчивающихся шурупов часто встречается на автомобильных номерных знаках, при попытке вывернуть их отвертка просто выталкивается наружу, так устроен шлиц головки.