• Стройка и ремонт с нуля до успешного финиша
  • Пошаговые мастер-классы с фото и видео
  • Контролируем рабочих или делаем своими руками
  • Калькуляторы для расчета материалов

Современный трос – синтетический, металлический и натуральный

Крученый или витой трос – синтетический, натуральный либо стальной – является обязательным атрибутом множества машин, механизмов, либо отдельным такелажным или крепежным изделием. Классификация тросов весьма разнообразна, наиболее очевидным критерием может служить материал изготовления.

1 Трос растительный, классический

Тросы из натуральных волокон не ушли в прошлое вместе с романтической эпохой пиратов – напротив, для многих небогатых государств они и поныне являются настоящим сокровищем. Сырьем для выпуска натуральных канатно-веревочных изделий может быть:

  • Кокосовое волокно, соскребаемое с внешней стороны спелых орехов – применяется в кустарном тросоплетении в прибрежной Африке, для наших широт необычно;
  • Сизаль или агава – столь же экзотичный вид сырья, используется рыбаками и кустарями в Центральной Америке;
  • Пеньковые веревки и канаты из волокон конопли. В обязательном порядке их требуется смолить, т.к. сильное поглощение влаги приводит к быстрому гниению пеньки. К сожалению, маслянистая обработка приводит к снижению прочности таких тросов – но без нее канаты придется менять ежегодно;
  • Манильская пенька – исторически устоявшееся, но терминологически неверное название канатов из филиппинского бананового дерева Musa textilis. Манильская пенька легко узнаваема характерным переплетением коричневых и желто-золотистых прядей, она весьма прочна, отличается стойкостью к морской воде. Смолить ее не требуется;
  • Хлопок – да-да, вместо обыкновенного трикотажа из хлопка тоже выпускают веревочно-канатные изделия. Они получаются гибкими и мягкими, прекрасно работают в полиспастах и блоках, без заеданий и скольжений. Из недостатков хлопковых тросов стоит отметить их чувствительность к плесени, сильное растяжение при постоянной нагрузке и недостаточную прочность (примерно в два раза меньше, чем у золото-коричневых манильских аналогичного диаметра);
  • Джут и бомбейская пенька – бюджетное сырье для изготовления вспомогательных канатов с малой несущей способностью, главным образом используется в Индии;
  • Лён обычный и новозеландский – материал для тонких бечевок, а также для производства натуральной парусины и брезента.

Разумеется, стальная прочность на разрыв, стойкость к химикатам и долговечность синтетики натуральным тросам не свойственна. Но их делают из возобновляемых материалов (Greenpeace одобряет), не вызывающих аллергии, проверенных временем и зачастую во много раз дешевле прочих.

Натуральный трос проще заменить и установить. В отличие от стального аналога, подгонка природного каната не нуждается в отрезной пиле по металлу. Во многих странах со слаборазвитой химической и металлообрабатывающей промышленностью синтетический вариант дорог и труднодоступен – приходится заменять его продуктом обработки природных волокон.

2 Трос металлический, обычно промышленный

Тросы из металлических проволок и нитей обладают прочностью, недостижимой для пеньковых или манильских канатов. Их производят из стали, основной проблемой металлических тросов является предотвращение коррозии. При выпуске современных стальных канатов борьба со ржавчиной осуществляется по следующим схемам:

  • Используется нержавеющая сталь для исходных проволок – метод наиболее надежный, но и дорогой. Погонный метр прочного троса приобретает стоимость в несколько сотен долларов – цена стандартной бухты становится действительно золотой;
  • Применяется оцинкованное или хромированное покрытие на стальных проволоках. Как правило, срок службы самого стойкого напыления ограничен несколькими годами – по мере истирания коррозия проникает в самое сердце стальных тросов.
  • Выпускаются комбинированные канаты, с сердцевиной из просмоленной пеньки (джута) и шести стальных прядей по периметру. Натуральный сердечник смазывает сталь в процессе эксплуатации и эффективно предотвращает коррозию. По соотношению цена/качество/долговечность стальные тросы считаются оптимальными среди всех металлических "собратьев".

Тросы из стали незаменимы на производстве, в капитальном и дорожном строительстве, при изготовлении машин, механизмов и промышленного оборудования.

Зачастую только они способны выдержать многотонную нагрузку динамического и статического характера – частая замена подверженных коррозии волокон становится "платой за выносливость". В капитальном ремонте они тоже весьма востребованы – например, при создании автоматических раздвижных ворот из профлиста или в составе других движущихся механизмов.

3 Синтетический трос, современный и долговечный

Для мелкосерийного производства, в подсобном хозяйстве, в быту и для личных нужд разумно использовать синтетический трос – для лебедки, подъема грузов на блоках, в качестве буксировочного каната и т.д. и т.п. Синтетика в качестве исходного материала для троса объединяет прочностные достоинства металла и антикоррозийную стойкость натуральных волокон.

Для работы с ней не нужны брезентовые перчатки – попробуйте только тронуть стальной или джутовый трос голой рукой, лечить ладонь придется неделями. Вес таких тросов минимален, их удобно хранить в свернутом состоянии. Они "равнодушны" к влажности воздуха и температуре. Разновидности тросов из синтетики весьма многочисленны:

ВАЖНО ЗНАТЬ!

У каждого автомобилиста должно быть универсальное устройство для диагностики своего автомобиля. 

Произвести чтение, сброс, анализ всех датчиков и настройку бортового компьютера автомобиля Вы сможете самостоятельно с помощью специального сканера... 

Читать далее.. »

  • Полиэтиленовые. Выпускаются с маркировкой HD, HDPE (полиэтилен высокого давления) либо этенпласт. Такие тросы прочнее манильской пеньки всего в 1.5 раза, но очень долговечные. Производятся в виде монолитных нитей (т.е. без плетения), при температуре свыше 155 °C начинают размягчаться, а при 180 °C обыкновенный полиэтилен уже плавится. Данное температурное ограничение необходимо учитывать при использовании полиэтиленовых канатов;
  • Полипропиленовые – выпускаются под торговыми марками PP (общая), пропенпласт и мераклон. Состоят из многих прядей, температурное ограничение по области применения аналогично полиэтиленовым канатам, которые уступают в прочности полипропилену 30-35 %. Отличаются дешевизной, легкостью (не тонут в воде), во влажном состоянии сохраняют механические свойства. Правда, стойкость к истиранию у полипропилена весьма посредственна – перед и во время работы рекомендуется устранять любые посторонние предметы, ребра и выступы на траектории их движения;
  • Полиэстеровые. Торговые марки – теторон, терилен, тревар, тезил и др. Мягкие многопрядные канаты, стойкие к износу, температурный диапазон использования – до 250 °C. Широко используются в парусном деле, при оборудовании яхт и малых кораблей;
  • Полиамидные. Под марками перлон, рилсан, бринайлон, энкалон скрывается модифицированный нейлон, троекратно превосходящий в прочности самый стойкий из натуральных материалов – манильскую пеньку. Полиамид не гниет, не впитывает (да фактически даже не смачивается) воду. Эластичен настолько, что узлы могут проскальзывать даже при небольшой нагрузке. Некоторые модификации способны растягиваться до 25 % от первоначальной длины и возвращаться к начальным габаритам. Температурный диапазон использования полиамидных канатов ограничен 210-270 °C;
  • Кевларовые, выпускаемые под этим же названием или под маркой арамид. По механической прочности превосходят аналогичные по диаметру стальные канаты. Отличаются гибкостью и легкостью, не повреждают кожу рук даже при сильном сжатии-выкручивании. Допускают эксплуатацию при 300 °C и даже выше, что является абсолютным рекордом для синтетических канатов.

Трос синтетический кевларовый – отличное конструктивное решение для лебедки, любого другого такелажного или транспортного механизма в личном пользовании. Из недостатков кевларовых тросов можно отметить только снижение прочности при намокании и высокую стоимость погонного метра – за надежное качество приходится весомо платить и в канатно-веревочном деле.