Привычный и необычный крюк – крановый многотонный, альпинистский и запорный

В великом и могучем русском языке этот термин может соперничать по многозначности со словом “коса”: бывает крюк крановый с многотонной грузоподъемностью и бывает крючок на хлипкой дощатой двери в качестве запора. Многообразие крючьев в производстве и в быту достойно подробного рассмотрения.

Виды крюков и их применение

В самом общем виде крюк – это любая деталь изогнутой формы, используемая для перемещения грузов, для фиксации деталей, в качестве запорных механизмов и для массы других дел, повседневных и специализированных. Применение этих изделий настолько широко, что они встречаются в самых различных областях человеческой жизнедеятельности:

  • Обыкновенный гвоздь, вбитый в стену хозяйственной постройки и согнутый для развешивания на нем инструмента, уже является крюком, причем самодельным, с произвольным радиусом изгиба и регулируемой грузоподъемностью за счет глубины “вбивания”;
  • Бытовые вешалки, крючки для банной и небольшой хозяйственной утвари – прекрасный вариант для удобного размещения фурнитуры на кафельных стенах или на поверхностях, декорированных плиткой под камень. Легкие крючки на самоклеющейся подложке вполне выдерживают вес тяжелых полотенец или банных халатов, а их размещение выполняется за несколько секунд, без сверления и долбления свежего ремонта;
  • Крючки рыболовные – неизменные спутники сторонников активного отдыха с удочкой наперевес. Эти изогнутые помощники рыболова могут быть двойными и тройными, могут иметь специальные зазубрины для надежной фиксации улова. А их грузоподъемность способна выдерживать сотни килограмм активно сопротивляющейся “нагрузки”;
  • Крючки для вязания – инструмент с вековой историей использования в личном домоводстве, в сочетании с клубком пряжи составляет обязательный атрибут для стереотипного образа “моя любимая бабушка”. В современных текстильных станках наличествуют различные модели крючков для вязания и переплетения нитей;
  • Альпинистская деталь, вбиваемая в скальную породу для покорения горных вершин и страховки таких восхождений. Крюковидная фурнитура для скалолазов выпускается не только из стали, очень удобны за счет малого веса крючья из титановых сплавов, правда, их стоимость значительно выше стальных аналогов;
  • Спусковой крючок – обязательная деталь любого огнестрельного оружия и некоторых типов монтажно-строительных инструментов – например, распылителя для краски или клеевого пистолета. Прочность спускового крючка должна быть существенно выше, чем у корпуса таких приборов, т.к. он испытывает постоянную механическую нагрузку, а поломка выводит из строя весь инструмент;
  • Крепежные приспособления крючковидной формы широко распространены в мебельном деле и в строительстве, они используются в различных моделях замков и щеколд.

Наиболее ответственной деталью в любом такелажном деле является грузоподъемный крюк подвесной – устройство для захвата, подъема и перемещения изделий с солидным весом кранами, лебедками, тельферами, полиспастами и прочими приспособлениями.

Естественно, башенные краны в личном хозяйстве не встретишь, но мощные лебедки и другие грузоподъемные устройства вполне эксплуатируются в самостоятельном режиме. Производительность и безопасность такой эксплуатации во многом зависят от качества крюков – именно на них приходится вся нагрузка, именно их внезапная поломка может привести к опаснейшим последствиям.


Крюк крановый кованый – массивность и надежность

Во всех механизмах для перемещения грузов используется такелажный крюк монтажный различного типа, основным является кованое (штампованное) изделие. Крюки кованые изготавливаются на металлургических комбинатах и в специализированных цехах из стали марок 20 либо 20Г. Производство методом отливки не получило распространения, ввиду наличия внутреннего брака (пустот, трещин и т.п.).

Читайте еще:   Плоская шайба – гениальность в простоте

Производство кованых крюков основано на сложном, громоздком и дорогостоящем прессовом и кузнечном оборудовании. В кустарных условиях любой ремонт таких изделий  строго запрещен – при диагностике трещин или других дефектов деталь подлежит обязательной замене на новую, с соответствующей грузоподъемностью. Кованые крюки выпускаются в следующих конструктивных модификациях, различающихся по грузоподъемным возможностям:

  • Однорогие для механизмов на ручном приводе выдерживают вес 400 кг – 20 тонн;
  • Двурогие для такелажных машин, с перемещаемой на ручном приводе нагрузкой от 8 до 20 тонн;
  • Однорогие для машинного привода и умеренного режима эксплуатации (например, заводские тельферы) могут транспортировать грузы в наиболее широком “весовом” диапазоне – от 300 кг до 100 тонн (!);
  • Однорогие для машин и механизмов с интенсивным использованием в тяжелых условиях (например, в шахтах или горнодобывающих карьерах) – до 80 тонн;
  • Двурогие с машинным приводом для тяжелых условий производства способны выносить нагрузку до 100 тонн.

Маркировка предельно допустимого веса наносится на массивные крюки с обеих сторон методом горячей штамповки. Следует учитывать, что промаркированный вес предполагает краткосрочный подъем и перемещение, оставлять тельфер или лебедку с закрепленным грузом строго недопустимо как по нормам техники безопасности, так и в плане вероятной поломки/повреждений крюков, цепи, рычагов и т.д.

Другие разновидности крюковой подвески

При прочих равных условиях (грузоподъемность, габаритные и конструктивные особенности) для такелажных целей следует выбирать универсальный крюк с фиксирующим запором. Таковым является стальная пластина на шарнире, перед креплением груза она отводится внутрь крюка, после чего упирается в крюковое окончание уже над закрепленным тросом. Крюки с фиксирующим запором существенно уменьшают вероятность падения любых грузов от соскальзывания или при случайных колебаниях при перемещении, неаккуратной транспортировке.

Кроме классических кованых крюков, в грузоподъемных механизмах используются и другие варианты крепежа:

  • Пластинчатые крюки. Обычно используются в портовых и вокзальных грузоперевозках, и в литейном производстве, так как отличаются сложной конструкцией и огромной “выносливостью”. Конструктивно выполнены из отдельных пластин-сборок из мягкой стали, закрепляемых на впадине крюка. Мягкая сталь вкладышей равномерно распределяет давление строповых канатов, поэтому грузоподъемность пластинчатых крюков, по сравнению с коваными “собратами”, вплоть до 315-320 тонн;
  • Грузовая петля – это полностью замкнутый крюк, стальная цельнокованая штамповка без прорезей. Крепление грузов производится путем пропускания  тросов в ее основание или методом дополнительных строп. Цельнокованая петля может иметь меньшую толщину при грузоподъемности, сравнимой с кованым крюком – это обусловлено равномерной нагрузкой в крюковой впадине. Одной из разновидностей грузовой такелажной петли являются рым-болты – массивные устройства, закрепляемые в перемещаемом изделии на резьбовом соединении;
  • Крюковая подвеска – грузозахватный механизм подъемного крана, механически связанный с самим крюком. Может иметь одну или несколько осей для равномерного распределения нагрузки, призван облегчить перемещение самих грузов и скольжение тросов при такелажных работах. Грамотный расчет, правильное использование и своевременная профилактика крановых подвесок во многом обуславливают качество работы подъемных кранов, их безопасность и долговечную надежность.
Читайте еще:   Гайка-барашек – история названия и методы использования!


Добавить комментарий

 

Войти с помощью:

vkontakte facebook odnoklassniki yandex

Уважаемые читатели! Мы не приемлем в комментариях мат, оскорбления других участников, спам и ссылки на сторонние ресурсы, враждебные заявления в сторону администрации и посетителей ресурса. Комментарии, нарушающие правила сайта, будут удалены.
Обязательные поля отмечены *