• Стройка и ремонт с нуля до успешного финиша
  • Пошаговые мастер-классы с фото и видео
  • Контролируем рабочих или делаем своими руками
  • Калькуляторы для расчета материалов

Грунтовка по металлу от ржавчины – как подобрать надежное средство?

Необходимые инструменты и материалы

Тефлоновая лента Эмалевые краски Грунтовка Шлифмашины Кисть

Грунтовка по металлу от ржавчины – одно из обязательных условий правильной покраски металлических деталей. Для каждого металла существует своя, наиболее подходящая грунтовая смесь, так что по незнанию можно легко спутать одну с другой. Разберемся в грунтовках вместе!

1 Грунтовка металла перед покраской – зачем грунтовать?

В своем составе каждая грунтовка для металла содержит особые вещества – ингибиторы. Именно они защищают металлы от свойственного им саморазрушения путем коррозии. Помимо защитного свойства, грунтовки применяются для того, чтобы обеспечить наилучшую адгезию между окрашиваемой поверхностью и красочным составом, что особенно важно для цинка и алюминия.

Для алюминия лучше всего подходят грунтовочные составы на основе цинка или же краска уретановая. Сталь же оптимально обрабатывать грунтовкой, содержащей фосфаты цинка или его металлический порошок. Медь, бронзу и латунь обычно не красят, а покрывают эпоксидным или полиуретановым лаком в случае необходимости.

2 Грунтовка по металлу от ржавчины – разновидности

Существует целая классификация грунтовок для обработки металла, которые следует рассмотреть подробнее:

  • Фосфатирующие грунтовки. Такие составы с водными растворами фосфатов лучше всего подходят для обработки металлов без коррозийного повреждения перед покраской. Прочно сцепляясь с основой, грунтовка образует слегка пористый слой, на который очень хорошо ложится любой лакокрасочный материал. Чаще всего обрабатывают фосфатирующими грунтовками сталь, реже – алюминий и цинк. С такими составами отлично совместимы краски и лаки на различных основах: алкидных, этиноловых, полиуретановых, эпоксидных…Слой грунтовки обладает достаточно высокой термостойкостью – от 150 °С до 220 °С, а также является диэлектриком. Цвет грунта – от светло-серого до темного. Существенный минус фосфатирующих составов – их невысокие антикоррозийные свойства. Для надежной защиты металла от ржавчины следует совмещать обработку фосфатирующим грунтом и пассивирующим, о котором мы расскажем немного дальше, и лишь потом покрывать финишным слоем краски или эмали.
  • Пассивирующие грунтовки в своем составе содержат соли хромовой кислоты, которые обладают известными уже давно свойствами переводить металлы, как черные, так и цветные, из активного состояния в пассивное, то есть металл перестает взаимодействовать с окружающей средой. Очень важно, чтобы в составе концентрация хроматов была достаточно высокой, поскольку при небольшом содержании этих элементов вы можете получить обратный эффект – усилить коррозийные процессы.Для алюминия лучше применять составы на бихроматной основе, сталь и черные металлы обрабатываются обычными хроматами. Чаще всего они содержат соединения цинка и стронция, поскольку эти элементы хорошо растворимы. Чем больше концентрация хроматов в составе грунтовки, тем лучше и дольше будет защищать грунтовочный слой обработанную поверхность, поэтому перед покупкой внимательно изучайте составы с указанными значениями. На сегодняшний день вы найдете множество различных смесей: алкидные, фенольно-масляные, акриловые, полиуретановые, эпоксидные.
  • Изолирующие грунтовки, в основном, содержат нейтральные пигменты, например, железный сурик, которые образует на поверхности изолирующую пленку, не пропускающую влагу. Правда, нужно учитывать, что такой эффект достаточно непродолжительный – стоит влаге проникнуть под пленку, коррозийные процессы уже не предотвратить, нужно лишь снимать старый слой, зачищать его от ржавчины и наносить новый.
  • Преобразующие грунтовки созданы для ленивых! Это, конечно, юмор, но, если серьезно, то ржавчину можно вовсе не счищать с поверхности, достаточно просто нанести преобразующий состав. Исходя из названия, грунт действительно преобразует ржавчину в труднорастворимые соединения, или вещества, которые быстро разрушаются. В составе таких грунтовок находятся и поверхностно-активные вещества, которые необходимы для легкого проникновения компонентов грунта сквозь слой ржавчины, благодаря чему образуется одна прочная пленка.Важно учесть, что если ржавчина осыпается от одного прикосновения, все же необходимо счистить хотя бы верхний слой. То же самое можно сказать и об удалении старых слоев краски. Кроме того, загрязненная поверхность также не создаст нужного защитного слоя. Еще один минус такой грунтовки в том, что сама по себе она не защитит металл от дальнейших коррозийных процессов, поэтому нужно совмещать ее с теми же пассивирующими составами.
  • Протекторные грунты называются так потому, что содержат в себе металлические порошки алюминия, цинка и магния, которые берут на себя весь удар возможной коррозии. Чем выше содержание порошков, тем лучше будет грунтовка – сейчас выпускают грунты с 90 %-ым содержанием порошков! Наиболее известны среди протекторных составов грунтовки на основе цинковой пыли, существуют также биметаллические составы, комбинированные, с алюминиевой пудрой или свинцовым суриком. Цинк при контакте с коррозионной средой как бы цементирует поверхность, и только после физического повреждения становятся возможными дальнейшие коррозийные процессы.Алюминиевый порошок в составе грунтовки играет несколько иную роль. Поскольку он очень легкий, то в составе грунта он всплывает на поверхность нанесенного слоя, образуя многослойную пленку. В итоге алюминиевый порошок и контактирует с коррозийной средой, а как известно, он очень стоек  к такого рода воздействиям.

3 Как грунтовать – этапы работы

Грунтовка металла перед покраской должна сопровождаться предварительной шлифовкой поверхности, особенно если она глянцевая. Не следует путать шлифовку с полировкой – в результате первой образуется ровный, но шероховатый слой, тогда как полировка полностью сглаживает даже микроскопические неровности. На шлифованной поверхности грунт будет держаться куда лучше.

Если вы используете состав без преобразующих свойств, то перед его нанесением следует удалить любые проявления ржавчины с окрашиваемой поверхности.

ВАЖНО ЗНАТЬ!

У каждого автомобилиста должно быть универсальное устройство для диагностики своего автомобиля. 

Произвести чтение, сброс, анализ всех датчиков и настройку бортового компьютера автомобиля Вы сможете самостоятельно с помощью специального сканера... 

Читать далее.. »

В бытовых условиях для этого есть наждачная бумага, а еще лучше – шлифовальная машина, которая в разы ускорит процессы. В промышленных цехах используют еще более быстрый метод – пескоструйную обработку. Нанося грунтовку, проследите, чтобы не оставалось проплешин – небольшое пропущенное пятнышко способно привести к "заражению" ржавчиной всей металлической конструкции! После того, как грунт нанесен и полностью высох, можно приступать и к нанесению финишного слоя краски.

Нельзя не упомянуть о существовании комбинированных вариантов типа грунта-эмали "три в одном", которые наносятся на слой ржавчины. Существует достаточно большое количество производителей, которые выпускают отличные составы такого рода, но покупая даже самый дорогой грунт "три в одном", вы должны понимать, что в обмен на быстроту работы вы получаете гораздо меньший срок гарантированной защиты металла от коррозии, чем при комбинированной поэтапной обработке разными составами. В среднем, срок службы грунта-эмали составляет от 5 до 10 лет, тогда как комбинированная обработка способна увеличить срок в разы.