Соединительная гайка и другие варианты – мир резьбового крепежа

Гайка соединительная является не самым привычным представителем этого крепежного изделия, нам куда ближе видеть миниатюрные шестигранные кругляши. Но раз уж наши познания не столь широки, надо разобраться, что же такое гайка, и какая она бывает!

Откуда нам знакома гайка?

Закручивание гаек многим знакомо еще с детства, у большинства детей, особенно мальчиков, наверняка был металлический конструктор, где осваивать слесарные навыки приходилось в столь юном возрасте. Но использование гаек сегодня намного шире, а разнообразие значительно больше. Данное изделие имеет внутреннюю резьбу, которой соединяется с каким-нибудь элементом с внешней резьбой, например, с болтом, винтом или шпилькой. А вот с внешней стороны гайка может выглядеть по-разному: как привычный для нас шестигранник (классический пример) или как колпачок, петелька.

Именно внешний вид гайки и область применения определяют классификацию этих крепежей. Также существует маркировка по материалу, из которого они сделаны, по чистоте обработки, по прочности, по высоте, по диаметру и т.д. Попробуем разобраться во всех этих тонкостях и посмотрим, где применяются те или иные виды гаек, в чем особенности их службы.

Закручивание гаек начинают с изучения свойств

Начнем с материала, из которого изготавливается данное изделие. Чаще всего, на прилавках вы обнаружите гайки из стали, легированной или нет. Но существуют варианты из алюминия, латуни, бронзы, меди, платины и даже пластика. Медные крепежи являются атрибутами электрической отрасли. Платиновые же участвуют в жизни медицины, в частности, травматологии, это очень частый гость в протезах, потому что данный металл химически нейтральный и не вызывает отторжения человеческими тканями, что позволяет ему довольно продолжительное время служить без замены, иногда до 10 лет.

По чистоте обработки изделия делятся на чистые, получистые и черные. Первые выглядят самыми аккуратными, так как со всех сторон обработаны шлифовальным кругом, вторые имеют гладкую поверхность только с той стороны, которой они ложатся к детали, а вот последние вовсе не обрабатываются, процесс их изготовления заключается лишь в штамповке и нарезании резьбы. Также интересно рассмотреть гайки по высоте. Высокими считаются те изделия, параметр которых равен 0.8 d (0.8 диаметра), они применяются в соединениях под большими нагрузками на растяжение. Для особо критических температурных условий высота может равняться 1.2 d, это уже усиленные гайки. Низкие крепежи выдерживают значительно меньшие нагрузки.

Читайте еще:   Устройство и работа самодельной бензиновой горелки

Маркировка гаек – что значат цифры?

Основная маркировка обозначает класс прочности, определяется он напряжением (давлением), которое способна выдержать резьба. Подразумевается, что крепежный болт подбирается согласно этому классу, и при правильном подборе должно получаться так, что превышение допустимой нагрузки вызовет сначала разрушение стержня болта, а не порчу резьбы гайки. Есть несколько определяющих документов, по которым производится маркировка гаек по классу прочности. Это ГОСТ, ISO и SAE. Первые два – это стандарты, по которым производят эти изделия, а последняя аббревиатура обозначает сообщество автомобильных инженеров, в этом документе используют несколько иные единицы измерения нагрузок и могут несколько отличаться формулировки класса.

По мировым и отечественным стандартам различают гайки по классам согласно их диаметру (d), высоте и величине резьбы. Цифра класса прочности умножается на 100 и показывает максимальное напряжение, которое способна выдержать резьба в МПа. Если высота изделия равна 0.8 d или более, а резьба крупная, то существуют 4, 5, 6, 8, 9, 10, 12 классы. Если высота составляет 0.8 d или более, а резьба мелкая, то классов будет меньше, и обозначатся они цифрами 5, 6, 8, 10, 12. Когда высота гайки 0.5-0.8 d, то классы будут 04 или 05. Цифра класса для гаек с высотой более 0.8 d должна совпасть с первой цифрой класса прочности болта, гайки же с классом 04 и 05 сигнализируют о том, что они менее прочные, что требует соответствующего болта, вторая цифра опять же показывает предельную нагрузку в МПа.

Соединительная гайка и другие специфические изделия

Теперь рассмотрим различные виды крепежей и особенности их использования. Начнем с классики – шестигранки. Это самое часто встречающееся изделие в неподвижных болтовых соединениях. Они могут быть простыми, без особых приспособлений, а могут быть прорезные (на гранях имеются прорези), чтобы выдерживать высокий уровень вибраций, тогда кроме резьбы на болте их удерживает проволока или шплинт. Можно встретить гайки шестигранной формы с бонкой для завальцовки на болт. Также имеются декоративные варианты со сферической головкой, а можно найти и просто глухие шестигранные головки.

Все эти изделия можно открутить гаечным ключом соответствующего размера. Из традиционных крепежных гаек только отжимные (с барашком) не могут откручиваться ключом, потому что у них имеются ушки, которые можно открутить плоскогубцами.

От классического варианта перейдем к более узкой специализации. Например, соединительная гайка имеет непривычный продолговатый вид, хоть она и шестигранной формы. А все потому, что она рассчитана не на один болт, а на два – по одному с каждой стороны. То есть она фиксирует в себе два крепления сразу с разных сторон. Круглые варианты с прорезями и без могут применяться в соединениях, предназначенных для большой нагрузки. Причем их преимущество в том, что они имеют меньшие габариты по сравнению с шестигранными, но такие же надежные, что позволяет снизить вес крепежа без ущерба качеству.

Читайте еще:   Плоскогубцы – спешат на помощь, когда под рукой ничего нет!

Самоконтрящиеся гайки избавлены от самораскручивания, иногда это крайне важно, особенно в конструкциях с вибрационными нагрузками. До изобретения таких крепежей приходилось пользоваться специальными механизмами, которые утяжеляли конструкцию и усложняли сборку. С первого взгляда это обычная гайка, часто шестигранная, но внутри нее имеются участки резьбы, которые при затягивании деформируются так, что препятствуют раскручиванию. Имеются также самоконтрящиеся герметичные гайки, у них в резьбе есть фторопластовые или нейлоновые вкладыши.

Как раскрутить гайку недеструктивными методами?

Остается поговорить про непосредственное использование элементов. Закручивать их несложно, для этого существуют соответствующие ключи, сегодня популярно такое приспособление как бытовой гайковерт. А вот задача, как раскрутить гайку, зачастую становится бедствием. Чаще всего, этот вопрос нас мучает тогда, когда соединение довольно старое и даже успело заржаветь. Мастера советуют смазывать соединение перед закручиванием, чтобы гайка не “прикипела” через некоторое время практически намертво.

Но если это не было предусмотрено, то постараемся предложить несколько вариантов выхода из затруднительной ситуации. Если вам важно только разъединить части детали, то смело срезайте болт, это путь меньшего сопротивления. Если же целостность крепежа важна, то постараемся ее сохранить. Не используйте для работы рожковый ключ, накидной проведет работу более деликатно. Теперь попробуем несколько способов, с помощью которых можно безболезненно открутить намертво застрявшую гайку.

Для начала постараемся сбить или немного разрушить ржавчину. Просто по периметру простучите крепеж, но без фанатизма, чтобы не погнуть или не оставить зазубрин на самом металле. После этого попробуйте, не поддастся ли гайка. Если нет, пробуем следующий подход. Возьмите зажигалку или строительный фен и нагрейте соединение, только убедитесь, что вокруг ничего не загорится или не оплавится. Ржавчина также должна потрескаться, а металл – чуть расшириться, что может ослабить “прикипевшее”. Не дожидаясь остывания, крутаните гайку, если не поддалась, идем дальше.

Читайте еще:   Бородок слесарный – бьем молотком по гвоздю, а не по пальцам!

Берем керосин или какую-нибудь смазочную жидкость, некоторые берут магазинную кока-колу из-за агрессивной кислотной среды, все эти средства должны либо размягчить, либо разъесть ржавчину. Поэтому наливаем их на крепеж и простукиваем, чтобы жидкость проникла глубже. Если есть возможность, окуните деталь в емкость с выбранным средством. Не поддавшуюся гайку остается все же деформировать, нанесите на ее грани зазубрину, туда поставьте минусовую отвертку (можно зубило) и постукивайте молотком. Если и тут не получилось, то придется все же срезать соединение.

Добавить комментарий

 

Войти с помощью:

vkontakte facebook odnoklassniki yandex

Уважаемые читатели! Мы не приемлем в комментариях мат, оскорбления других участников, спам и ссылки на сторонние ресурсы, враждебные заявления в сторону администрации и посетителей ресурса. Комментарии, нарушающие правила сайта, будут удалены.
Обязательные поля отмечены *