Потайной болт – в чем же его “секретность”?

Потайной болт – это одно из универсальных приспособлений, служащее для прочного крепления разнообразных конструкций между собой, причем он способен выдерживать значительные нагрузки. Рассмотрим возможности, которые он предоставляет нам, как потребителям.

Потайной болт – как появилось понятие?

Крепежное изделие этого типа представляет собой стержень с наружной резьбой и с плоской конусообразной головкой с углублением под отвертку. Это углубление называется шлицем. Чаще всего в продаже можно встретить болты с крестообразным шлицем, но это далеко не весь ассортимент. Стержень имеет стандартную метрическую резьбу. С другой стороны головки имеется срезанная фаска. Потайной болт получил свое название из-за конструкции головки. При креплении он входит в резной проем на глубину своей головки. Та, в свою очередь, утопая, становится на уровне используемого материала. Таким образом, крепежное изделие целиком вкручивается внутрь, не выступая на поверхность скрепляемого изделия.

На фото - потайной болт, forch.ru

Очень интересна история появления этого термина. Болтами в древней Руси назывались стрелы с разнообразными наконечниками для стрельбы из арбалета. Все цилиндрические изделия вытянутой формы носили это название. А с течением времени в связи с совершенствованием технологии строительства начали применяться схожие по внешнему виду приспособления, но уже для крепления между собой различных конструкций и деталей. Позже появлялось все больше разновидностей нарезных болтов, они находили более широкое применение во всех сферах жизни.

Болт с потайной головкой – изучаем основные характеристики

Сейчас производство всех болтов сертифицировано и контролируется по ГОСТам. На каждый вид изделия существует свой стандарт. Там можно найти нормы на такие характеристики, как шаг резьбы, глубина, диаметр головки и другие. На технических чертежах, которые используются во многих сферах производства, каждый болт имеет свое обозначение. Это позволяет унифицировать крепеж для удобства применения в различных областях.

Читайте еще:   Микрометр – как измерить то, что не подвластно нашему глазу?

Фото потайного болта ГОСТ, uabuild.com

Для изделий из углеродистых и легированных сталей ГОСТ выделяет двенадцать классов прочности, а также шесть классов прочности для жаропрочных и цветных болтов. Маркируется этот показатель, как правило, на шляпке, и выглядит, как две цифры, разделенные точкой. Эти числа показывают соотношение двух параметров – предела текучести и временного сопротивления. Первая цифра, умноженная на 100, показывает номинальное временное сопротивление в МПа, которое способен выдержать болт без саморазрушения, вторая же цифра, умноженная на 10, показывает, сколько процентов составляет предел текучести от временного сопротивления.

На фото - чертеж потайного болта, metiz.net

Предел текучести является основной характеристикой, к которой нужно присматриваться при расчете нагрузки на крепежный элемент, при превышении его возникнет необратимая деформация, из-за которой эксплуатация болта дальше будет запрещена.

Для высокопрочного крепежа установлены также классы точности А, В, С. Здесь мы можем прикинуть, насколько точно будут подогнаны друг под друга диаметр изделия и отверстие в детали, куда нужно вставлять крепеж. Самое точное соответствие будет у класса А, где погрешность составит доли миллиметра, а класс С – черновой вариант крепления, там разбежка в диаметрах может составлять пару миллиметров, но зато претензий к такому соединению никто не предъявляет, он не используется при максимальных нагрузках, а служит для, так сказать, “дежурного” крепления.

Основные сферы применения и методы изготовления потайных болтов

Болт с головкой “заподлицо” очень удобен для скрепления изделий в строительстве и машиностроении. Совместно с шайбами и гайками соответствующего размера он нашел свое применение также в промышленности и быту. Болт с потайной головкой (ГОСТ 17475-80) необходим в сельском хозяйстве и моторостроении. Благодаря своей форме он служит для крепления как металлических деталей, так и дерева. В случае необходимости провести сквозной монтаж деталей используются болты этого типа, укомплектованные гайками, пружинными или плоскими шайбами. Некоторые производители сопровождают их потайными шайбами.

Читайте еще:   Поверочная линейка – измерения без изъяна!

Фото болта с потайной головкой, volat-spb.ru

Широко используется этот вид крепежа в мебельной промышленности. Обратите внимание, как собраны ваши мойки, столы, да и другая мебель. Применяются такие болты, в основном, для изготовления деревянной и пластиковой мебели. Данный крепеж также применяется в приборостроении и авиационной промышленности. Для агрессивных сред в химической промышленности используют высокопрочные изделия, способные также выдержать высокую температуру и давление.

На фото - болт с потайной головкой для мебели, kros-ltd.all.biz

Материалами для болтов служат легированные и углеродистые, жаропрочные и коррозионностойкие стали, сплавы цветных металлов. Для машиностроения и строительства, там, где требуются изделия с более высокой прочностью, используют изделия из сталей. Область применения определяется еще и способом изготовления таких метизов. Все строительные болты изготавливаются штамповкой, горячей или холодной, с последующим точением. Наибольшей прочностью обладают изделия после термообработки. Это дает им прочность, есть возможность закручивать и выкручивать их несколько раз, дольше сохраняется резьба. При холодной штамповке, наоборот, изделия имеют меньшую прочность и служат меньше.

Как открутить и закрутить потайные болты?

Исходя из конструкции болта, видно, что в целый материал он не войдет, потому что не имеет заостренного конца с резьбой. Поэтому для его использования уже должны быть предусмотрены технологические отверстия. Если скрепляются две детали сквозным соединением, то это будут просто сквозные отверстия, можно даже без резьбы, но тогда они должны быть максимально приближены к диаметру используемого крепежа, а конец болта будет венчать гайка соответствующего размера. Если же нужно зафиксировать болт в толще материала, тогда нужно обеспечить его удержание, так как гайка тут нам не поможет. Это делается с помощью внутренней резьбы в отверстии.

Фото установки потайного болта, autoprospect.ru

Резьбу, как правило, нарезают ручным метчиком, затем вставляют болт и закручивают отверткой с соответствующим наконечником. Главное производить эти действия перпендикулярно плоскости изделия, касается это не только закручивания, но и нарезания резьбы. Если нет под рукой метчика, можно прибегнуть к менее эффективному методу крепления, но следует иметь в виду, что нельзя так действовать в случае очень ответственных конструкций. Итак, следует просто предварительно просверлить отверстие по размерам болта (диаметр желательно соблюсти до долей миллиметра, а длину лучше сделать на 1 мм меньше, чем крепежное изделие). Затем вставляют болт, забивают легкими ударами и затягивают до упора, чтобы головка встала вровень с поверхностью.

Читайте еще:   Болт откидной – интересное решение для быстрого крепежа

На фото - ручной метчик, bit-instrument.ru

Не секрет, что такие болты используются и в автомобилестроении. А самый главный враг для крепежных изделий в этой сфере – коррозия. Эта информация может быть важна для автолюбителей. Крепежные изделия можно реставрировать! Обычно используется метод воронения. Он заключается в следующем: нужно очистить изделия от грязи, прожарить их паяльной лампой, затем опустить в любое машинное масло и разложить для просыхания. После такой процедуры болты будут еще долго служить. Но сегодня нет нужды прибегать к таким уловкам, лучше изначально использовать хромированные изделия.

Добавить комментарий

 

Войти с помощью:

vkontakte facebook odnoklassniki yandex

Уважаемые читатели! Мы не приемлем в комментариях мат, оскорбления других участников, спам и ссылки на сторонние ресурсы, враждебные заявления в сторону администрации и посетителей ресурса. Комментарии, нарушающие правила сайта, будут удалены.
Обязательные поля отмечены *

 

1 комментарий

    1. Сергей

      Данная статья вводит в заблуждение читателей! Это не болты, а винты!